г. Иркутск, ул. Шевцова, 68
+7 (3952) 77-89-29, 62-15-49
пн–пт с 9:00 до 17:00
сб с 9:00 до 14:00

Комплекс неполноценности матери — причина стрессового состояния ребенка

28 октября, 2015

Влияет ли психологическое состояние матери на развитие ребенка? Подавляющее большинство обычных людей с уверенностью подтвердят эту мысль, однако верна ли она на самом деле?

Медицинские специалисты Детской больницы г. Бостона (США) проверили это утверждение строго научным способом. Первые исследования в этой сфере проводились еще в середине двадцатого столетия. Тогда была со всей определенностью доказана взаимосвязь между социально-экономическим статусом семьи и уровнем развития ребенка. На огромном статистическом материале со всей возможной убедительностью было продемонстрировано влияние образовательного уровня и финансовых возможностей родителей на здоровье малыша, его уровень умственного развития и психотип. Американский ученый М. Шеридан с коллегами исследовала влияние на состояние ребенка уровня материнской самооценки — показателя в немалой степени субъективного и не всегда зависящего от окружающих условий.

В ходе исследования большое внимание было уделено уровню «гормона стресса» кортизола в биологических жидкостях детей и активности их мозга в корреляции с психологическим состоянием матерей. Очень быстро выяснились любопытные подробности. У детей, матери которых отличались заниженной самооценкой, в слюне было зафиксировано высокое содержание кортизола и одновременно наблюдалась пониженная активность гиппокампа — участка головного мозга, который отвечает за долговременную память. Напомним, что именно гиппокамп, помимо прочего, оказывает решающее влияние на механизм преодоления стрессов. Следует подчеркнуть, что основное внимание исследователи уделяли не реальному социальному статусу женщин, а их самооценке, далеко не всегда совпадавшей с их действительным положением в обществе.

Этот показатель сегодня определяется достаточно объективно с помощью серии апробированных психологических тестов. Его уровень сравнивали с данными биохимического исследования слюны детей, а также томографического сканирования их мозга, которое проводилось во время выполнения ими домашнего задания (в исследовании принимали участие дети 8–12 лет). Выяснилось, что ни уровень реального семейного дохода, ни социальный или образовательный статус матерей не оказывали решающего влияния на биохимические показатели стрессового состояния детей, такое влияние оказывал только уровень материнской самооценки. Проще говоря, дети перенимали угнетенное состояние матери в случае, если у нее был комплекс неполноценности. В то же время четко выраженной связи между количеством кортизола в слюне детей и уровнем активности гиппокампа обнаружить не удалось, хотя ее наличие и ожидалось.

К сожалению, недостаточное для определенных выводов количество участников исследования (всего 38 человек) не позволило установить взаимную корреляцию этих показателей достаточно четко. Исследование поставило перед учеными гораздо больше вопросов, чем дало ответов. Так, на уровень самооценки влияет слишком много самых разнообразных факторов — культурных, психологических, социальных и т. д., и здесь еще очень много аспектов проблемы подлежат изучению. Да и обратная сторона проблемы, а именно: как влияет на состояние ребенка завышенный уровень материнской самооценки, а также аналогичное влияние отца и других родственников — тоже пока не изучена.